Ранний детский аутизм

РДА — ранний детский аутизм. Это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга. Проявления аутизма разнообразны и часто противоречивы. Наиболее известные из них: эмоциональная невовлеченность в общение, избегание взгляда «глаза в глаза», отказ использовать речь для коммуникации. Структура и причины возникновения аутизма и аутистических черт еще не до конца изучены. Но важно помнить: диагноз ранний детский аутизм может поставить только психоневролог после продолжительных всесторонних обследований. Окончательное подтверждение — только после 6 лет. Конечно, подозрения возможны, и к ним надо отнестись со всей серьезностью, но и считать их «приговором» не стоит.


Чаще мы в своей практике видим диагноз РАС — расстройство аутистического спектра. Но важно знать, что есть действительные коммуникативные особенности ребенка, то есть аутистический компонет первичен в структуре дефекта и все остальные нарушения (речевые, когнитивные) являются его следствием. Но не менее реже встречаются дети с первичным органическим нарушением, например, сенсорной алалией, которая на практике после 4,5-5 лет имеет симптомы аутистического спектра.Следует дифференцировать расстройство аутистического спектра, алалию и мутизм. Это те нарушения, которые достаточно похожи по своим проявлениям и только всесторонняя диагностика поможет выявить первопричину и правильно выстроить коррекцию.


Вне зависимости от того, является ли комплекс особенностей ребенка ранним проявлением аутизма или позднее опасения не подтвердятся, коррекция будет необходима. Дело в том, что, не испытывая внутреннего импульса к общению, аутисты и дети с нарушениями аутистического спектра могут так и не развить в себе способности к речи. К сожалению, пока не существует единого методического подхода по преодолению аутистических проявлений у детей, но существует комплекс мер, уже подтвердивших свою эффективность.


Коррекционная работа раннего детского аутизма должна проводиться комплексно группой специалистов различного профиля, включая психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей и т.д.:

– медикаментозное лечение: психофармакотерапия, которая направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, вегето-сосудистой и вегето-висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения и психотерапия.

– необходимы занятия нейрокоррекции для коррекции поведения и тренировки волевой сферы;

– работа с детским клиническим психологом для выстраивания коммуникативных способностей ребенка;

– использовать в работе метод АВА- терапии;


После того, как ребенок будет подготовлен перечисленными специалистами к работе с речевыми задачами рекомендуются:

– занятия с логопедом не реже 2-х раз в неделю;

– и дополнительно к ним обязательно занятия с дефектологом по улучшению когнитивных навыков;

– занятия по логоритмике.


Подробную информацию о других направлениях работы Центра, стоимости услуг и записи на прием к логопеду-дефектологу Вы найдете на Главной странице сайта.