Дислалия(нарушение звукопроизношения)

Простая дислалия – это нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическими повреждениями ЦНС или органов слуха. Ребенок не может произнести ряд сложных звуков. Как правило, это группы звуков:  свистящие (С, З), шипящие (Ш,Щ) и сонорные (Р, Л).

В норме шипящие и свистящие звуки должны «встать» до 5 лет, сонорные – до 6 лет. В это время коррекция дислалии происходит быстро и легко. Постановка звука – 2-3 занятия, а его введение в речь (автоматизация) – за 21 день при интенсивной ежедневной отработке звука дома.

Иногда дислалия осложняется короткой уздечкой. Затрудняются движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает возможности подниматься ( так называемые верхние зубы), что затрудняет правильную артикуляцию. Некоторые врачи рекомендуют ее подрезать, но в практике, в подавляющем большинстве случаев короткую уздечку можно растянуть, используя определенный порядок артикуляционных упражнений в комбинации с логопедическим массажем. Этой задачей занимается логопед.

В ряде случаев дислалия является составной частью комбинированных нарушений.


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

 Дошкольнику и младшему школьнику может быть поставлен диагноз ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Это проявляется такими нарушениями звукопроизношения:

- постоянная замена трудного для них звука более простым (не «картина», а «калтина», не «жук», а «зук»);

-перестановка в словах звуков (не «пока», а «копа»);

- упрощение слов путем исключения из них отдельных слогов (не «часовщик», а «чащик», не «поднимать», а «помать»);

- «проглатывание» отдельных звуков в словах (не «ракета», а «акета», не «компот», а «копот»);

- неустойчивое употребление фонем (в одних случаях ребенок может произносить их правильно, но в других  с ошибками);

- смешение звуков;

- замена сразу нескольких звуков одним (например звук «ш» а также «с» и «ч» произносятся как «т» );

– замена слогов с труднопроизносимыми фонемами (не «шапка» а «сяпка» не «чашка» а «сяська»).


Речь детей с ФФНР как бы смазана, их дикция нечеткая. В дальнейшем у них наблюдается дисграфия, то есть они пишут не так, как правильно, а как слышат. В таком случае ФФНР – относительно простой случай для коррекции, поскольку не сопровождается системными нарушениями и не осложнен органически. Тем не менее важно, чтобы ею занимался профессионал.

В особо сложных случаях дети с глубоким фонетико-фонематическим недоразвитием с трудом различают звуки в словах, не могут понять, что слово состоит из звуков и не могут их выделить. Грубое нарушение фонематического слуха существенно осложняет обучение в школе и, как правило, влечет за собой трудности обучения и школьную неуспеваемость.

Способность слышать речевые звуки – такой же навык, как музыкальный слух. Если она не развита, то необходимо сначала создать базу – натренировать этот навык, а после этого уже ставить и автоматизировать требуемые звуки. В противном случае в школе ребенок может столкнуться с проблемами при письме – дисграфией, что скажется на  успеваемости. И исправить это будет гораздо сложнее.


Для того, чтобы не допустить таких сложностей, мы рекомендуем:

- занятия с логопедом 2 раза в неделю в центре «Логопед45»(лишь при такой регулярности можно обеспечить стабильную положительную динамику).


Подробную информацию о других направлениях работы Центра, стоимости услуг и записи на прием к логопеду-дефектологу Вы найдете на Главной странице сайта.