Дизартрия и стертая дизартрия

 Дизартрия или стертая дизартрия часто  сопровождают нарушения звукопроизношения.

Дизартрия -  нарушение речи, вызванное различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанных с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими  заболеваниями. У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича.


Помимо неврологической  классификации дизартрии есть еще логопедическая. Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:

- К первой степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального  обследования;

- При второй степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.

- Речь детей  с третьей степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит ребенок.

- При четвертой степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.

Главное направление в лечении дизартрии – это развить у ребенка правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.


В центре  «Логопед45»  логопедическую работу с дизартрией проводит логопед, логопед-дефектолог. Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях, логопедом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики. План коррекции, описание упражнений. Логопед при работе с такими детьми обращает внимание на всестороннее развитие речи ребенка:

- грамматический строй;

- фонетический слух;

- словарный запас;

На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:

- мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;

- моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;

- дыхательная гимнастика;

- голосовые упражнения;

- исправление и закрепление звукопроизношения;

- развитие речевой коммуникации и выразительной речи.

Основные этапы работы:

- развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;

- формирование правильного произношения путем специальных упражнений;

- при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.


В данном случае занятия с логопедом обязательно нужно дополнить:

- Курсом логопедического массажа. Можно делать как зондовый, так и ручной логопедический массаж. Некоторые дети категорически не приемлют работу с железным зондом, поэтому заставлять ребенка нецелесообразно, можно использовать либо пластиковый зондозаменитель, либо ручной массаж. Рекомендуется курс из 10-12 сеансов, далее перерыв. Массажем можно устранить также проблему короткой уздечки у ребенка без операции, то есть в буквальном смысле слова растянуть уздечку.

- Занятия с нейропсихологом для восстановления межполушарного взаимодействия, которое обязательно сопутствует дизартрии.

После прохождения курса логомассажа нужно обязательно продолжать заниматься дома.  Как правильно делать основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики  расскажет наш логопед-дефектолог.

Своевременная диагностика и вовремя  начатая терапия по коррекции дизартрии может дать хорошие результаты.


Подробную информацию о других направлениях работы Центра, стоимости услуг и записи на прием к логопеду-дефектологу Вы найдете на Главной странице сайта.