ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом

А.Л. Несмеянов - ученый-дидакт.

 

Перемены последних лет показали, что сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.

триз девочка с игрушками

Становление личности начинается, конечно же, с детства. Поэтому очень важно, чтобы, проживая период детства, малыш овладел не только определённой суммой знаний и умений, а мог активно мыслить, изобретать.

Что  же даёт ТРИЗ маленьким детям? У дошкольников развиваются умения классифицировать, систематизировать, преобразовывать объекты материального мира, формируются исследовательские навыки.

ТРИЗ технология развивает у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое мышление, учит ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника.

Полученные навыки помогут ребенку хорошо ориентироваться в лавине информации, которая обрушится на них в школе.

Содержание ТРИЗ технологии

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию

Г.С.Альтшуллер - основатель теории .

ТРИЗ сегодня это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений:

ТРИЗ

ТРИЗ-классическая  направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.

ТРТЛ

ТРТЛ(теория развития творческой личности) направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.

РТВ

РТВ (развитие творческого воображения) направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

Авторская программа « Формирование креативных качеств личности дошкольника с использованием технологии ТРИЗ»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь:

  • видеть проблему и ставить вопросы;
  • доказывать;
  • делать выводы;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке.
мальчик размышляет на занятии по триз

Авторская программа «Формирование креативных качеств личности дошкольника  с использованием  технологии  ТРИЗ» в центре «Логопед45» направлена на получение этих умений.

В работе с детьми преподаватели используют разнообразные методы и приемы ТРИЗ для развития  активных форм мышления в единстве с творческим воображением,  фантазии в процессе развития языковой и интеллектуальных способностей.

Наша программа составлена в соответствии с основными требованиями программ дошкольного  образования, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации,  и включает следующие положения:

  • стимуляция познавательной активности, обнаружение нового в обычном;
  • минимум информации, максимум расследования;
  • оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций;
  • системный подход (все в мире взаимосвязано, любое явление должно рассматриваться в развитии);
  • стимуляция самостоятельной постановки вопросов и проблем, т.е. осознание и усвоение материала через вопросы;
  • формирование умения прогнозировать возможные последствия принятых решений;
  • активизация творческого воображения.
Триз занятие с малышкой

Попадая на занятиях в различные    ситуации,    самостоятельно    принимая    решения,   ребенок    узнает закономерности развития окружающего мира, учится высказывать свои мысли, приобретает навыки диалектического подхода к проблемам.

На занятиях  применяются следующие формы работы с детьми:

  • беседы;
  • сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  • прослушивание музыки;
  • инсценирование и моделирование ситуаций;
  • выполнение практических работ.

Для наглядности применяются схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.

Воспитательный элемент обучения предполагает анализ любой ситуации (почему возникла та или иная ситуация)? С этой целью используются мотивирующие вопросы.

Кроме того, предлагаются различные модели поведения, причем право выбора остается за ребенком (Вариативность.)

В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.  Стихотворения подобраны таким образом, чтобы мораль не «выпячивалась» на передний план, а «пряталась» внутри ситуации, нередко смешанной.   Дети сами должны увидеть её и сделать соответствующий вывод, а преподаватели лишь помогают достичь результата.

Мальчик читает  книгу на уроке ТРИЗ

После работы  по нашей программе:

  • у детей обогащается словарный запас, развиваются речевые навыки и творческие способности;
  • маленький человек преодолевает застенчивость, замкнутость, робость ;
  • ребенок научится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

Курс  рассчитан на 2 года обучения, 8 занятий в  месяц , 72 занятия в год.

Занятия проводятся два раза в неделю согласно расписанию.

 Длительность занятия – 30 минут.

Запись проводится по запросам.

Не упустите шанс сделать своего малыша веселым, радостным, творчески активным и научить его радоваться жизни, смотреть на мир широко открытыми глазами.

!!! Спешите осталось всего 3 места !!!

Подробную информацию о других направлениях работы Центра, стоимости услуг и записи на прием к логопеду-дефектологу Вы найдете на Главной странице сайта.

Методы и приемы, применяемые в ТРИЗ технологии

Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.

Методы ТРИЗ технологии

  1. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

  1. Синектика – это так называемый метод аналогий:
  • личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;
  • прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;
  • фантастическая аналогия – решение.
Развитие воображение через рисование на занятиях ТРИЗ
  1. Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
  1. Метод фокальных объектов – к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.
Развитие мышления через головоломки на уроке ТРИЗ

Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

  1. Данетка – этот метод дает возможность научить детей:
  • находить существенный признак в предмете;
  • классифицировать предметы и явления по общим признакам;
  • слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы;
  • точно формулировать свои мысли.
Девочка решает головоломку на занятии по ТРИЗ
  1. Метод Робинзона формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету.
  1. Метод маленьких человечков для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, (окружающий мир).
Мальчик с конструктором на ТРИЗ

Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела , окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы, мы их не можем видеть. Маленькие человечки – молекулы из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу. В жидкости человечки свободнее и между ними могут пройти другие человечки. В газах расстояние между человечками самое большое.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Приемы ТРИЗ

Приемы ТРИЗ   не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям.

Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами:

Ребенок, прошедший курс ТРИЗ.
  • Как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится.
  • Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую дощечку и так далее.

Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

ТРИЗ игры для детей

Преподаватели центра рекомендуют родителям между занятиями в центре заниматься со своими детьми дома. Это позволит маленькому человеку закрепить материал, полученный на уроках. Педагоги подготовили несколько игр для домашнего использования.

Игры, развивающие мышление, творческое воображение

Игра «Много - мало» (противоречия)

Цель этой игры формировать понимание относительности количества.

Воспитатель называет различные ситуации, дети соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)

Одно ведро воды для муравья?

Одно ведро воды для слона?

Одно солнце в небе?

Один дом для всех людей?

Одна нога у человека?

Одна ножка у гриба? и др.

Игра «Хорошо – плохо»

В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

1 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

2 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

Игра «Разбежались»

Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам.

Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.

Например: мальчик направо, девочки - налево;

одежда с карманами – без карманов,

длинные рукава – у кого не длинные,

кого в детский сад привел папа - кого не папа…

Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие – низкие), предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).

Игра «Кто-кто в теремочке живет?»

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир.

Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

- А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Игры на выявление свойств объекта и признаков времени

Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»

Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.

Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые»

Игра «Чем был, чем (кем) стал»

Цель: развивать умение определять линию развития  объекта.

Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем) он был, чем (кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом. Капуста была семечком, стала салатом.

Игра «Был. Есть. Будет»

Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Правила: взрослый называет объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например: огурец был маленький, зелёный, колючий, горький; сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет  - солёный, мягкий, хрустящий.

Игры на выделение надсистемных связей

Игра «Кто где живёт»

Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.

Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик.

Игра «Я возьму тебя с собой»

Планета игр ТРИЗ

Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и объектом живой природы.

Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой объекты живой природы, которые там находятся.  Например, я – река и возьму с собой всё живое, что находится в реке.

Игры на выделение подсистемных связей

Игра «Ты – моя частичка»

Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.

Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части. Например: «Я – дерево, ты – моя частичка. Кто ты?»

Игра «Кто я?»

Цель: развивать умение по одной части  называть как можно больше объектов живой природы.                                                 

Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок)

Игры по сравнению системы

Игра «На что похоже»

Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.

 

Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

 

Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему).

Развитие младенца по курсу ТРИЗ

Таким образом, в связи с вышесказанным можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Всему этому дошкольник может научиться благодаря правильно построенной исследовательской деятельности, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.