Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом
А.Л. Несмеянов - ученый-дидакт.
Перемены последних лет показали, что сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.
Становление личности начинается, конечно же, с детства. Поэтому очень важно, чтобы, проживая период детства, малыш овладел не только определённой суммой знаний и умений, а мог активно мыслить, изобретать.
Что же даёт ТРИЗ маленьким детям? У дошкольников развиваются умения классифицировать, систематизировать, преобразовывать объекты материального мира, формируются исследовательские навыки.
ТРИЗ технология развивает у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое мышление, учит ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника.
Полученные навыки помогут ребенку хорошо ориентироваться в лавине информации, которая обрушится на них в школе.
Содержание ТРИЗ технологии
ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию
Г.С.Альтшуллер - основатель теории .
ТРИЗ сегодня это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений:
ТРИЗ
ТРИЗ-классическая направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.
ТРТЛ
ТРТЛ(теория развития творческой личности) направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.
РТВ
РТВ (развитие творческого воображения) направлено на управление воображением с целью создания новых образов.
Авторская программа « Формирование креативных качеств личности дошкольника с использованием технологии ТРИЗ»
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь:
- видеть проблему и ставить вопросы;
- доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Авторская программа «Формирование креативных качеств личности дошкольника с использованием технологии ТРИЗ» в центре «Логопед45» направлена на получение этих умений.
В работе с детьми преподаватели используют разнообразные методы и приемы ТРИЗ для развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазии в процессе развития языковой и интеллектуальных способностей.
Наша программа составлена в соответствии с основными требованиями программ дошкольного образования, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, и включает следующие положения:
- стимуляция познавательной активности, обнаружение нового в обычном;
- минимум информации, максимум расследования;
- оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций;
- системный подход (все в мире взаимосвязано, любое явление должно рассматриваться в развитии);
- стимуляция самостоятельной постановки вопросов и проблем, т.е. осознание и усвоение материала через вопросы;
- формирование умения прогнозировать возможные последствия принятых решений;
- активизация творческого воображения.
Попадая на занятиях в различные ситуации, самостоятельно принимая решения, ребенок узнает закономерности развития окружающего мира, учится высказывать свои мысли, приобретает навыки диалектического подхода к проблемам.
На занятиях применяются следующие формы работы с детьми:
- беседы;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- прослушивание музыки;
- инсценирование и моделирование ситуаций;
- выполнение практических работ.
Для наглядности применяются схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
Воспитательный элемент обучения предполагает анализ любой ситуации (почему возникла та или иная ситуация)? С этой целью используются мотивирующие вопросы.
Кроме того, предлагаются различные модели поведения, причем право выбора остается за ребенком (Вариативность.)
В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Стихотворения подобраны таким образом, чтобы мораль не «выпячивалась» на передний план, а «пряталась» внутри ситуации, нередко смешанной. Дети сами должны увидеть её и сделать соответствующий вывод, а преподаватели лишь помогают достичь результата.
После работы по нашей программе:
- у детей обогащается словарный запас, развиваются речевые навыки и творческие способности;
- маленький человек преодолевает застенчивость, замкнутость, робость ;
- ребенок научится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
Курс рассчитан на 2 года обучения, 8 занятий в месяц , 72 занятия в год.
Занятия проводятся два раза в неделю согласно расписанию.
Длительность занятия – 30 минут.
Запись проводится по запросам.
Не упустите шанс сделать своего малыша веселым, радостным, творчески активным и научить его радоваться жизни, смотреть на мир широко открытыми глазами.
!!! Спешите осталось всего 3 места !!!
Подробную информацию о других направлениях работы Центра, стоимости услуг и записи на прием к логопеду-дефектологу Вы найдете на Главной странице сайта.
Методы и приемы, применяемые в ТРИЗ технологии
Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.
Методы ТРИЗ технологии
- Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.
Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
- Синектика – это так называемый метод аналогий:
- личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;
- прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;
- фантастическая аналогия – решение.
- Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
- Метод фокальных объектов – к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.
Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
- Данетка – этот метод дает возможность научить детей:
- находить существенный признак в предмете;
- классифицировать предметы и явления по общим признакам;
- слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы;
- точно формулировать свои мысли.
- Метод Робинзона формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету.
- Метод маленьких человечков для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, (окружающий мир).
Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела , окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы, мы их не можем видеть. Маленькие человечки – молекулы из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу. В жидкости человечки свободнее и между ними могут пройти другие человечки. В газах расстояние между человечками самое большое.
Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Приемы ТРИЗ
Приемы ТРИЗ не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям.
Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами:
- Как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится.
- Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую дощечку и так далее.
Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.
ТРИЗ игры для детей
Преподаватели центра рекомендуют родителям между занятиями в центре заниматься со своими детьми дома. Это позволит маленькому человеку закрепить материал, полученный на уроках. Педагоги подготовили несколько игр для домашнего использования.
Игры, развивающие мышление, творческое воображение
Игра «Много - мало» (противоречия)
Цель этой игры формировать понимание относительности количества.
Воспитатель называет различные ситуации, дети соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба? и др.
Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Игра «Разбежались»
Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам.
Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.
Например: мальчик направо, девочки - налево;
одежда с карманами – без карманов,
длинные рукава – у кого не длинные,
кого в детский сад привел папа - кого не папа…
Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие – низкие), предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).
Игра «Кто-кто в теремочке живет?»
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.
Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир.
Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?
- А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.
Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
Игры на выявление свойств объекта и признаков времени
Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые»
Игра «Чем был, чем (кем) стал»
Цель: развивать умение определять линию развития объекта.
Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем) он был, чем (кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом. Капуста была семечком, стала салатом.
Игра «Был. Есть. Будет»
Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например: огурец был маленький, зелёный, колючий, горький; сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет - солёный, мягкий, хрустящий.
Игры на выделение надсистемных связей
Игра «Кто где живёт»
Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик.
Игра «Я возьму тебя с собой»
Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и объектом живой природы.
Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой объекты живой природы, которые там находятся. Например, я – река и возьму с собой всё живое, что находится в реке.
Игры на выделение подсистемных связей
Игра «Ты – моя частичка»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части. Например: «Я – дерево, ты – моя частичка. Кто ты?»
Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой природы.
Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок)
Игры по сравнению системы
Игра «На что похоже»
Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.
Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему).
Таким образом, в связи с вышесказанным можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Всему этому дошкольник может научиться благодаря правильно построенной исследовательской деятельности, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.