ЗПР(задержка психического развития)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов (память, внимание, мышление) и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется  недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

Диагностика проводится коллегиальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов, а работа по устранению нарушения проводится коррекционным специалистом – логопедом-дефектологом. Как правило, задержку психического развития выявляют у детей в период обучения, в дошкольном или в школьном возрасте, то есть ранняя диагностика (до 3,5 лет) данного нарушения прблематична.


Причины Задержки психического развития делятся на биологические и социально-психологические.


Биологические факторы возникновения предпосылок к Задержке психического развития:

- сложный внутриутробный период развития ребенка: курение или употребление алкоголя/наркотиков матерью во время беременности, инфекции или травмы;

- преждевременные роды;

- гипоксия плода;

- наследственные заболевания;

- синдром Дауна;

- инфекционные заболевания (менингит, энцефалит и т.д.);

- нарушения кровообращения;

- порок органов чувств – нарушение зрения, слуха;

- энцефалопатия и ПЭП;

- очаговые поражения мозга;

 - малая мозговая дисфункция (ММД).


Социально-психологические факторы:

- психологические травмы;

- неблагоприятные условия жизни;

- педагогическая запущенность;

- недостаточное внимание родителей к ребенку (маленький пассивный словарный запас, недостаток общения, чтения вслух родителями, отсутствие познавательных игр)


Как у любого нарушения, у Задержки Психического Развития существует ряд симптомов. У ребенка с Задержкой Психического Развития страдает вербальный канал восприятия, зато хорошо развит визуальный. Нередко ЗПР  сопровождается дефицитом внимания, пониженной мыслительной активностью, избирательным запоминанием информации, нарушением образного мышления и, как следствие, ограниченным словарным запасом, задержкой речевого развития, дислалией, дислексией развития и дисграфией. Если к задержке психического развития добавляется задержка речевого развития, то ставится задержка психо-речевого развития  (ЗПРР).

Всегда следует помнить о том, что любую патологию, в том числе ЗПР, можно предотвратить, если заранее, еще на этапе планирования беременности позаботиться о правильном и благополучном ее течении. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности. Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и  негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.


Ну а уж если трудностей избежать не удалось, то следует более внимательно отнестись к вероятным признакам отставания в развитии ребенка и обратиться в наш центр «Логопед45». Коррекционные мероприятия, если их не откладывать, помогут избежать психотравм и личностных комплексов  как у  ребенка, так и у членов его семьи.


Подробную информацию о других направлениях работы Центра, стоимости услуг и записи на прием к логопеду-дефектологу Вы найдете на Главной странице сайта.