Алалия – это полное отсутствие речи либо ее недоразвитие у детей при нормальном интеллекте и слухе. Данное нарушение является результатом повреждения речевых областей головного мозга в процессе рождения. Также оно может появиться из-за заболевания нервной системы или сильной травмы черепа, перенесенной ребенком еще в доречевом периоде жизни, вследствие тяжело протекающих болезней, высокой температуры (более 40 градусов), механических травм (падений, ударов), реакций на прививки. Алалия бывает различной степени – от тяжелой, когда ребенок не говорит до 12 лет, до легкой, больше напоминающей общее недоразвитие речи. Важно отличать таких больных от тех, у кого нарушен слух и интеллект, - с умственной отсталостью (расстройство аутистического спектра и мутизм).
Выделяют два основных вида алалии- сенсорную и моторную. Оба нарушения поддаются коррекции при комплексном подходе. При соблюдении всех рекомендаций дети способны поступить учиться в общеобразовательную школу.
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия проявляется грубым и неустойчивым нарушением речи, а порой и полным ее отсутствием. Ребенок с сенсорной алалией не дифференцирует, не различает звуки. Часто ребенок с алалией слышит набор звуков, но не понимает, где заканчивается одно слово и начинается другое. Это связано с тем, что зона мозга, отвечающая за анализ и восприятие информации на слух, либо не сформирована, либо имеет очаговые поражения.
Ребенку с сенсорной алалией сложно общаться со сверстниками, они не понимают, что им говорят, для них тяжело восприятие инструкций. Можно сравнить, что такие дети как будто чувствуют себя иностранцами в чужой стране.
Ребенок активно стремится к общению посредством мимики и жестов, но тем не менее подобное заболевание требует большого внимания и усилий со стороны родителей. Следует обратиться к речевому неврологу, получить медикаментозную терапию, и на фоне лечения приступить к индивидуальной коррекционной работе: логопед-дефектолог, нейропсихолог – обязательны.
В случае самостоятельного течения нарушения – без медикаментозной терапии и нейрологопедической коррекции – может произойти вторичное нарушение личности ребенка:
- хаотичное поведение, похожее на аутистические черты;
- замкнутость;
- импульсивность;
- сильная утомляемость;
- неспособность удерживать внимание.
Сенсорная алалия характеризуется следующими симптомами:
- Проблема восприятия и понимания обращенной к ребенку речи. Выручают все же жесты. А также «чтение по губам», которому ребенок часто учится интуитивно;
- Активная и насыщенная, но бессмысленная речь – набор звуков, не подходящих по контексту искаженных слов и т.д.:
- Эхолалия – т.е., неконтролируемое повторение слов, сказанных другими людьми;
- Навязчивые повторения определенных слов, слогов и даже просто звуков;
- Грубые «переделки» слов, которые практически невозможно понять;
- В случае, если ребенок способен понимать речь, то чаще всего это возможно только при соблюдении привычной ему интонации и порядка слов, иначе он теряется и перестает понимать даже знакомые фразы;
- Скудный словарный запас, как активный, так и пассивный;- При установленной неврологом сенсорной алалии особенно важно как можно раньше, на втором-третьем году жизни обратиться к логопеду. В 5 лет быть может уже поздно
Моторная алалия

Моторная алалия – это комплекс симптомов, причем как речевых, так и неречевых, где ведущим является овладение языком. Речевое нарушение характеризуется недоразвитием или отсутствием речи при сохранном интеллекте.
Проблема обусловлена нарушением функционирования нижних отделов центральной моторной области в коре доминантного полушария, где и концентрируются все раздражения от мышц и связок, появляющиеся при выполнении артикуляционных движений.
Детям с моторной алалией крайне тяжело даются понятия, которые не имеют четкого зрительного образа. Например, «зеленое яблоко» - доступный образ. А вот «душевные объятия» - вполне могут заставить ребенка сделать паузу, сбиться во время беседы или даже прекратить разговор. Фразовая речь и грамматически верное построение предложений остаются в зачаточном состоянии без специальной работы. Фразы простые, «рубленые»: «Я тут». «Ты дай», «Это- плохо».
Ребенок с моторной алалией с трудом познает родной язык.
Еще одной яркой особенностью формирования связной речи при алалии является многократное повторение. Если в норме ребенок запоминает большинство слов со второго-четвертого повторения, то ребенку с алалией на те же самые слова могут потребоваться десятки и даже сотни повторений.
Ребенок понимает общий ход своей или чужой мысли, даже может говорить последовательно, но испытывает трудности с вычленением главного. Все это затрудняет формирование связной речи.
Работа с алалией в центре «Логопед45»
Работа с алалией в центре «Логопед45» выстроена комплексно. Специалисты центра подходят индивидуально к каждому ребенку и используют комбинации из различных методов, приемов и работы с коррекционным оборудованием, которые будут эффективны для конкретного ребенка.
Используются следующие виды помощи:
- Коррекционная работа с логопедом-дефектологом или логопедом-психологом в зависимости от особенностей ребенка.
- Нейропсихологическая коррекция – занятия, направленные на развитие межполушарного взаимодействия
- Мозжечковая стимуляция – особенно показана в случае преимущественного моторного компонента алалии.
- Логопедический массаж.
Также необходимо ребенку с алалией медикаментозное лечение, назначенное речевым неврологом и лечебный массаж при моторной алалии.
Подробную информацию о других направлениях работы Центра, стоимости услуг и записи на прием к логопеду-дефектологу Вы найдете на Главной странице сайта.