Дизартрия или стертая дизартрия часто сопровождают нарушения звукопроизношения.
Дизартрия - нарушение речи, вызванное различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанных с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.
Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями. У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича.
Помимо неврологической классификации дизартрии есть еще логопедическая. Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:
- К первой степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального обследования;
- При второй степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.
- Речь детей с третьей степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит ребенок.
- При четвертой степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.
Главное направление в лечении дизартрии – это развить у ребенка правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.
В центре «Логопед45» логопедическую работу с дизартрией проводит логопед, логопед-дефектолог. Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях, логопедом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики. План коррекции, описание упражнений. Логопед при работе с такими детьми обращает внимание на всестороннее развитие речи ребенка:
- грамматический строй;
- фонетический слух;
- словарный запас;
На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:
- мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
- моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
- дыхательная гимнастика;
- голосовые упражнения;
- исправление и закрепление звукопроизношения;
- развитие речевой коммуникации и выразительной речи.
Основные этапы работы:
- развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;
- формирование правильного произношения путем специальных упражнений;
- при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.
В данном случае занятия с логопедом обязательно нужно дополнить:
- Курсом логопедического массажа. Можно делать как зондовый, так и ручной логопедический массаж. Некоторые дети категорически не приемлют работу с железным зондом, поэтому заставлять ребенка нецелесообразно, можно использовать либо пластиковый зондозаменитель, либо ручной массаж. Рекомендуется курс из 10-12 сеансов, далее перерыв. Массажем можно устранить также проблему короткой уздечки у ребенка без операции, то есть в буквальном смысле слова растянуть уздечку.
- Занятия с нейропсихологом для восстановления межполушарного взаимодействия, которое обязательно сопутствует дизартрии.
После прохождения курса логомассажа нужно обязательно продолжать заниматься дома. Как правильно делать основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики расскажет наш логопед-дефектолог.
Своевременная диагностика и вовремя начатая терапия по коррекции дизартрии может дать хорошие результаты.
Подробную информацию о других направлениях работы Центра, стоимости услуг и записи на прием к логопеду-дефектологу Вы найдете на Главной странице сайта.